Mekhanizm | Date: Th, 22.02.2018, 22:38 | Post # 1 |
Marshall
Group: Admin
Posts: 8773
User #1 Male Saint Petersburg Reg. 14.12.2013 23:54
Status: Offline
|
История финской Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингерманландии
Посвящается народу, подвергнутому геноциду, потерявшему родину, язык и рассыпанному по всему миру — ИНГЕРМАНЛАНДСКИМ ФИННАМ
ИСТОРИЯ ФИНСКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГЕРМАНЛАНДИИ
E. Aleksandrova М. Braudze V. Visotskaja E. Petrova
SUOMAIAISENINKERIN EVANKELIS-LUTERILAISEN KIRKON HISTORIA 400 vuotta 1611-2011
Е.Л. Александрова М.М. Браудзе В.А. Высоцкая Е.А. Петрова
ИСТОРИЯ ФИНСКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГЕРМАНЛАНДИИ 400 лет (611-2011)
Е.Л. Александрова, М.М. Браудзе, В.А. Высоцкая, Е.А. Петрова. ИСТОРИЯ ФИНСКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГЕРМАНЛАНДИИ. — Издательство Гйоль, СПб, 2012.— 400 с., 448 ил. ISBN 978-5-904790-08-0
Настоящая книга посвящена истории Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии — одной из старейших лютеранских церквей, действующих в Российской Федерации. Первое документальное упоминание об одном из её приходов — в Лемболове на севере Ингерманландии (Ингрии) — относится к 1611 г. Состоящая в настоящее время из 77 приходов (15000 прихожан) Церковь Ингрии охватывает территорию России от Санкт-Петербурга до Сибири. Однако район наибольшего распространения этой конфессии — Северо-Запад России, где она возникла и где на протяжении столетий совместно проживали представители пяти основных лютеранских народов Российской империи — немцы, шведы, финны, эстонцы и латыши.
История лютеранских приходов Ингерманландии рассмотрена по исторически сложившимся районам — пробствам (Северо- [Шлиссельбургское], Западно- и Восточно-Ингерманландское), на которые они были поделены в начале XIX в. При описании истории каждого прихода приводятся данные о времени образования в нём общины, строительстве храма, численности прихожан, сведения о деревнях, входивших в приход, и наиболее распространённых фамилиях финских семей, проживавших на его территории. Книга предназначена для потомков ингерманландских финнов, води, ижоры, а также для людей, интересующихся историей земли, на которой им довелось жить.
На первой странице обложки изображена церковь в Лемболово (Lempaala), реконструкция Александры Фабричевой. На второй странице фото тайной службы в годы гонений, проходившей в 1973 г. на кладбище д. Колбино (Keltto), проповедник Юхо Татти (фото передано сыном Ялмари Татти). Форзац изображены существовавшие приходы Ингерманландии и страницы в книге с их описанием. На нахзаце современное состояние приходов в Ингрии.
© Издательство «Гйоль», 2012 © Е.Л. Александрова, 2012 © М.М. Браудзе, 2012 © В.А. Высоцкая, 2012 © Е.А. Петрова, 2012 © А.В. Фабричева, 2012, реконструкция церквей
Содержание
От издателя...................................................7 История ингерманландской евангелическо-лютеранской церкви.9 Ижорская земля в XI-XVII вв...................................10 Ингерманландия (XVII в.)......................................16 Санкт-Петербургская губерния (XVIII-XX вв.)...................34 Церковный устав 1832 г. и жизнь финских приходов до 1917 г.51 Секты.........................................................64 Церковная печать...........................................68 Изучение истории церкви Ингрии.................70 Образование...................................................72 ЕЛЦИ в советский и постсоветский период.......................84 Репрессированные священнослужители Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии 09
Северная Ингерманландия.........................120 Lempaala......................................................122 Toksova.......................................................130 Haapakangas..............................................136 Keltto........................................................142 Raapyva.......................................................148 Valkeasaari...................................................152 Siestaijoki...................................................158 Vuole.........................................................160 Miikkulainen..................................................164 Markkova......................................................168 Jarvisaari....................................................172
Восточная Ингерманландия.....................176 Inkere........................................................178 Liissila......................................................182 Serepetta.....................................................186 Skuoritsa.....................................................190 Venjoki.......................................................198 Saari.........................................................206 Tyro..........................................................210 Tuutari.......................................................218 Hietamaki.....................................................228 Ropsu.........................................................236 Koprina.......................................................240
Западная Ингерманландия.......................246 Kaprio........................................................248 Oja...........................................................254 Kattila.......................................................256 Moloskovitsa..................................................260 Kosemkina.....................................................266 Spankkova.....................................................272 Kupanitsa.....................................................280 Novasolkka....................................................288 Kolppana......................................................292 Hatsina.......................................................302 Soikkola......................................................306
Эстонская Ингерманландия......................310 Narva.........................................................314 Kalliviere....................................................320 Jaama.........................................................328
Нюенская и Санкт-Петербургская консистория.332 Pietari.......................................................336 Retusaari.....................................................346 Lahta.........................................................350
Литература....................................................354 Именной указатель.............................................360 Указатель населённых пунктов Ингерманландии.372
От издателя
Идея создания книги возникла у меня ещё в 2008 г., когда мне в руки попало произведение Аарро Metiäinen и Kaarlo Kurko «Entisen Inkerin luterilaisen kirkon 350-vuotismuistojulkaisu»1, изданное к 350-летнему юбилею церкви Ингрии. Проанализировав доступные мне изображения, я понял, что из всего множества фотографий качественных — не так много. Поэтому у меня появилась мысль создать графическую реконструкцию церквей, которую, на мой взгляд, блестяще выполнила изумительный художник Александра Фабричева. Дальше к работе присоединилась Елена Петрова — молодой исследователь, подобравшая и обработавшая материалы из финских, шведских, немецких, эстонских и российских источников по истории Ингерманландии. На следующем этапе в процесс включилась Елена Александрова — автор многих книг по истории Санкт-Петербурга и его окрестностей, которая внесла в нашу хаотичную деятельность научную систематизацию и порядок. И на конечном этапе мне повезло встретиться с Верой Высоцкой, с 1990-х гг. собирающей материалы по церквям Ингерманландии. Ознакомившись с рукописями, мы пришли к обоюдному решению объединить наши усилия и выпустить лежащий перед Вами труд.
В создании этой книги принимало участие большое количество людей не только в России, но и в Финляндии и Эстонии. Поэтому я должен отметить Валерия Фермана, который помог разобраться в названиях ингерманландских деревень, а так же поделился своей коллекцией фотографий; Алексея Крюкова — ведущего исследователя Ингерманландии, своими советами и замечаниями внёсшего множество исправлений и предоставившего большое количество материалов по истории Ингерманландии; Леонида Амирханова — оказавшего огромную помощь в редактуре книги; Андрея Карху — исследователя из Нарвы-Иыэсуу; Тойво Холло (Toivo Hollo) — настоятеля прихода Вастселийна (Vastseliina), который неоднократно давал нам консультации; Юрье Вильё (Juro Viljo) — настоятеля нарвского лютеранского Александровского собора, благодаря чьему усердию собор возродился из руин и открыл свои двери музею Ингрии. Неоценимую информационную поддержку оказали пасторы церкви Ингрии и Финляндии: Владимир Батухтин, предоставивший ценные рекомендации по истории Эстонской Ингерманландии, Павел Крылов, Арво Сурво, Виктор Воронцов, Николай Кочетков, Паси Гуянен (Pasi Hujanen). Большой вклад в появление книги внёс епископ Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии (ЕЛЦИ) Аари Кугаппи, который своим интересом к нашей издательской деятельности подтвердил необходимость создания этой книги. --- 1 «Памятное издание, посвящённое 350-летию Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии» под ред. А. Метияйнена и К. Курко.
С благодарностью хочу упомянуть Леонида Гильди, Тойво Флинка, Роберта Винонена с супругой Лианой Элиава, Тойво Ряннеля, Льва Мальчукова, Антти Пюкенена, Арви Коркка, Якуба Лапатко и многих других наших помощников, вольно или невольно способствующих созданию этой книги. Также не могу обойти вниманием свою дочь Софью и жену Екатерину, которые не единожды помогали разобраться в тонкостях финского языка. Особо хочу отметить свою тётушку Эльвиру Павловну Авдеенко (Суокас), своими рассказами пробудившую во мне интерес к изучению истории Инкери.
Теперь хотелось бы сказать пару слов об авторских правах. Возможно, нами по незнанию были использованы материалы, на которые они распространяются. Просим нас простить и не предъявлять финансовых претензий, ограничившись предупреждением, так как сделали мы это не по злому умыслу и не корысти ради, а в познавательных целях, чтобы о жизни народа, подвергнутого геноциду и стёртого с лица Ингерманландии, превращённой посредством многих преобразований в Ленинградскую область, ПОМНИЛИ! Чтобы люди знали и о нерусской истории нашего края, о том, что Петербург окружало многонациональное общество, и жили на нашей земле водь, ижора, вепсы, ингерманландские финны, карелы, эстонцы, латыши, немцы...
Внимательный читатель, наверняка, найдёт в книге ошибки, неточности. Не судите нас строго и без стеснения сообщайте нам об этом, чтобы впоследствии мы могли их исправить. Также просим всех, имеющих какие-либо изображения церквей, домов, жителей Ингерманландии, присылать их нам для дополнений следующего издания.
Надеюсь, Вас заинтересует наш труд!
Все замечания, дополнения присылайте по электронной почте: mail@inkeri.ru . На сайте www.inkeri.ru вы можете найти новинки издательств «Гйоль» и «Остров» и другую информацию по Ингерманландии.
Михаил Браудзе
|
|
| |
Mekhanizm | Date: Th, 22.02.2018, 22:44 | Post # 2 |
Marshall
Group: Admin
Posts: 8773
User #1 Male Saint Petersburg Reg. 14.12.2013 23:54
Status: Offline
|
История ингерманландской евангелическо-лютеранской церкви
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии — одна из старейших лютеранских церквей, действующих в Российской Федерации. Первое документальное упоминание о ней, точнее о её приходе на севере Ингерманландии (Ингрии) — в Лемболове, относится к 1611 г. В настоящее время Церкви Ингрии принадлежит 77 приходов, расположенных на всей территории России. Большинство из них находится в Северо-Западном регионе, то есть на той территории, где на протяжении столетий совместно проживали представители пяти основных лютеранских народов Российской империи (немцы, финны, шведы, эстонцы и латыши), и где в начале XVII в. возникли евангелическо-лютеранские общины. Но прежде всего история Церкви Ингрии связана с ингерманландскими финнами.
Ингерманландия — историческая область Северо-Запада России (площадью 15 тысяч км2), территория которой приблизительно совпадает с древней Ижорской землёй Водской пятины, входившей в состав Новгородского княжества, затем Великого Новгорода (Новгородской республики), с 1478 г. — Великого княжества Московского, а в 1618-1703 гг. ставшей провинцией Шведского королевства. Она включала территории Ямбургского, Копорского и Ореховского (Ореховецкого) уездов. В настоящее время это Санкт-Петербург с пригородами (без Зеленогорска и посёлков Ушково, Комарово, Репино и Солнечное), полностью Всеволожский, Ломоносовский и Волосовский районы Ленинградской области, частично Гатчинский, Тосненский, Кировский, Кингисеппский и Лужский районы, а также г. Нарва в Эстонии.
Название Ингерманландия, по одной из версий, предложенной историком В.Н. Татищевым, связано с именем сына первого летописного князя Рюрика Игоря, княжившего в 912-945 гг. В.Н. Татищев (1686-1750) сообщал, что этот предел «от Ингоря Ингрией прозван», и то, что «Ингрию, у русских Ижору, финны имянуют Ингермаа — Ингорева земля»1. Позднее, в 1836 г., финским пастором А. Гиппингом (1788-1862), изучавшим историю Ингерманландии, было высказано предположение о том, что название этих мест происходит от имени владевшей ими с 1019 г. жены Ярослава Мудрого (ок. 978-1054) Ингигерды (Индигерды, Ингигердисы, по-русски — Ирины, 1001-1050), дочери шведского короля Олафа. Однако он сам же себе противоречит, говоря, что Ингерманландия у финнов называлась Ingerin-maa, то есть «Земля Ингери (Игоря), Ингрия»2. --- 1 [55], с. 108 и 238-239. 2 [34], с. 17.
Ижорская земля в XI—XVII вв.
Борьба Новгорода со Швецией, распространение православия и католицизма (XI-XVI вв.)
Ижорская земля, по которой пролегали пути, связывавшие Русь с Западной Европой, на протяжении многих веков была ареной войн. С конца XI в. начинается длительная и упорная борьба Новгорода со Швецией за выход из Невы в Финский залив. Вследствие этого исторически сложилось так, что христианство на этой территории вводилось с двух сторон: русские православные проповедники, основавшие в конце X в., в годы правления князя Владимира, Валаамский монастырь3, обратили в свою веру водь и ижору, проживавших на южных берегах Финского залива, а также жителей восточной части Карелии, а Западная Карелия и Финляндия, населённые финскими племенами эвримейсет и савакот (äyrämöiset ja savakot, в русской литературе — эвремейсы и саваки), обитавшими севернее ижоры, приняли христианство от римско-католических епископов в 1156-1157 гг., когда при шведском короле Эрике IX (IV) Эдвардсоне4 (ок. 1120-1160), прозванном Святым, шведы5 укрепились в окрестностях Або и постепенно силой меча распространили свои владения на восток. В 1164 г., во время Первого крестового похода, шведы вторглись в Новгородские земли и потерпели поражение. На исходе XII в. для покорения прибалтийских народов папа римский Иннокентий III (1161-1216) учредил рыцарский орден меченосцев.
Эрик IV Святой на третьем гербе г. Стокгольма, введённом в употребление в 1376 г. [121] --- 3 [58], с. 14. 4 Нумерация шведских монархов с именем Эрик и Карл — достаточно сложная тема. После того как шведская историография пострадала в результате некоторой мистификации в XVI в., когда историк Иоанн Магнус придумал 6 Карлов и 5 Эриков, Эрик Святой стал IX. В действительности, он был Эриком IV, Карл XII — на самом деле только шестой король Швеции с таким именем, а ныне царствующий Карл XVI — десятый. 5 Шведы приняли христианство в IX в., когда католический монах Ансгар (801-865) пришёл в страну, а вскоре была построена католическая церковь в г. Бирка на озере Меларен.
Новгород принял ответные меры. В 1227 г. князь Ярослав Всеволодович (1191-1246) провёл массовое крещение карел. Отныне суверенитет Новгорода над карельскими землями укреплялся и авторитетом православной церкви. Однако на земли соседних финских племён был предпринят Второй крестовый поход шведских рыцарей. Летом 1240 г. пятитысячное войско ярла Биргера6 (1216-1266) вошло на кораблях в устье реки Невы и двинулось вверх по реке, но 15 июля было разбито в устье реки Ижоры дружиной новгородского князя Александра Ярославича (1221-1263), получившего за эту победу прозвище Невского.
В 1242 г. Александр Невский на льду Чудского озера разбил немецких крестоносцев, отразив их экспансию на западных рубежах Руси. Несмотря на это, положение на Северо-Западе оставалось напряжённым. В 1293-1300 гг. шведы организовали Третий крестовый поход в Финляндию и Карелию: в 1293 г. на острове в глубине Выборгского залива они сожгли карело-новгородский Городец и поставили каменный замок Выборг, а в 1300 г. у впадения в Неву реки Большая Охта основали крепость Ландскрона («Венец земли»). Для данной территории в «Хронике Эрика», описывающей события этого периода (1229-1319 гг.), используется двойное название «Ингер и Ватланд»7, отражавшее соседствующее положение на этой территории двух финских племён — води и ижоры. Со временем топоним «Ингер» или «Ингерланд» распространился на всю территорию Водской пятины, вытеснив прежнее её название «Вотланд».
--- 6 Ярл Биргер, Биргер Магнуссон (швед. Birger jarl, Birger Magnusson) — правитель Швеции из рода Фолькунгов, ярл Швеции с 1248 г., регент с 1250 г. до смерти (в истории известен также как «король без имени»). В его правление шведы завоевали остальную часть Финляндии, распространив в ней римско-католическое вероисповедание. 7 [57], с. 22.
Александр Ярославин Невский [118]
В 1323 г. на Ореховом острове (Ореховце) в истоках реки Невы новгородцы заложили крепость Орешек, и в том же году в ней новгородский князь Юрий Данилович (1281—1325) заключил со шведским королём Магнусом Эриксоном (1316—1374) мирный договор, по условиям которого Новгород уступал Швеции три округа-погоста в Западной Карелии: Саволакс, Ласки, Эюряпяя. Граница, установленная в 1323 г. и проходившая по острову Котлин, рекам Сестре и Сае8, оставалась, в основном, неизменной до конца XVI в. Ижорская земля стала приграничной территорией.
Финно-угорский народ ижоры (ижорцы), с которым связано название этой исторической области, придерживался православия, хотя долго сохранял древние языческие верования и обряды, а в настоящее время почти полностью ассимилировался с русскими. Ижора и соседствовавшее с ней племя чудь, находясь с самых ранних времён под властью своих соседей, славян новгородских, и отчасти живя с ними рядом, стали принимать от них православие. Окончательное же их обращение в христианство последовало в начале XVI в., для чего в 1503 г. к Ижоре и Капорской Чуди прислан был из Москвы архимандрит Макарий. В данной ему грамоте (наказе) говорилось, что «в Жерском погосте... многие христиане молятся по действу диавола... древесам и камению. Те скверные мольбища веле разоряли и истребляли, огнём жещи, а христиан из тех мест... поучали в истинную христианскую веру»9. Возмущение Макария вызывал и местный обычай пренебрегать узами христианского брака и неподобающий для христианок внешний вид местных женщин: «...Замужние жёны и вдовы, старые и молодые, бреют себе голову, и покров на голове и одежду на раменах (ремнях) носят, подобно мертвечьим одеждам»10. В 1593 г. царь Фёдор Иоанович11 основал епископство Карельское, возглавляемое епископами Карельским и Орешецким. Однако и после обращения в христианство ижорцы сохраняли языческие обычаи: поклонялись Юмале и Перкелу (доброму и злому божествам) и имели своих жрецов (арбуев) или шаманов. Более столетия спустя, в начале XVIII в., ганноверский посланник в России Ф.Х. Вебер в книге «Преображённая Россия» писал о живших в Ингрии крестьянах, что они были не финны и не русские, «поклонялись священным деревьям и приносили в жертву петухов»12, и даже через сто лет ижорцы, согласно преданиям, накануне Иванова дня собирались в 10 верстах от Петербурга по Нарвскому тракту к липе, которая вместе с окружавшими её деревьями составляла небольшую рощу, почитавшуюся священной. Здесь они, преимущественно женщины, проводили всю ночь при разведённом огне, в песнопениях, сопровождаемых воплями, и напоследок сжигали, в виде жертвы, белого петуха. Другой долго сохранявшийся языческий обряд состоял в том, что ижорцы собирались в священной роще, и каждый приносил по камню, из которых складывалась груда, называвшаяся Гром-камнем. Над этим жертвенником все присутствовавшие примирялись в своих распрях и пировали, возливая на камни пиво в знак примирительной жертвы. По совершении этого обряда Гром-камень почитался как священный. В 1861 г. финский пастор О. Грюндстрём писал: «У ижор христианские и языческие понятия настолько перемешались, что трудно сказать, какую веру они исповедуют»13. Кроме того, церковь не препятствовала распространению в народе песенного искусства, поэтому в среде прихожан хорошо сохранялось старое устное народное творчество.
Каприо (Копоръе). Шведская гравюра XVII в. [121] --- 8 Река Волчья (бывшая Сайян-йоки, фин. Saijanjoki) — река на территории России, протекает по Приозерскому и Всеволожскому районам Карельского перешейка Ленинградской области, правый приток Вуоксы. 9 Гиппинг, Указ, соч., с. 178-183 и [38], т. 1, № 1, с. 3-34. 10 [38], с. 24-25. 11 Феодор I Иоаннович (прозванный Блаженным; 11 мая 1557, Москва - 7 января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 марта 1584 г., третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. 12 [48], с. 13. 13 [70], s. 309-328 и [71], s. 399-416. 14 Лютеранство в Финляндии, входившей по Ореховецкому миру в состав Швеции, было введено в 1554 г., а в 1593-м, как и в Швеции, стало государственной религией. Ещё раньше в 1521 г. Лютерову реформу приняла Рига, а затем Таллинн и Тарту. В 1576 г. немцам-лютеранам, переселившимся под Москву, было разрешено открыть свой храм, освящённый во имя св. Михаила, правда, через два года в результате нападения ревнителей православия на немецкую слободу его закрыли.
Во второй половине XVI в., когда среди православных ижор были сильны языческие верования, а по всей Скандинавии и Финляндии14 стало распространяться лютеранство15, борьба за побережье Финского залива и Ингерманландию вновь обострилась. Она привела к тому, что в 1570 г. территория Ижорской земли и всей Водской пятины стала ареной русско-шведской войны. В ходе Ливонской войны (1558-1583) и после неё (1589-1595) шведские войска неоднократно вторгались в пределы этой земли. Перемирие 1583 г. передавало юго-восточное побережье Финского залива в состав шведских владений. Завоевав в 1585 г. Копорье, шведы создали там первый лютеранский приход, просуществовавший до их изгнания, когда Россия, возобновив войну, в 1590 г. добилась успеха и по Тявзинскому миру 1595 г. на время вернула себе утраченные земли. В наступившее в начале XVII в. Смутное время Василий Шуйский16 заключил со Швецией союз, который предусматривал предоставление Швецией России войска наёмников в обмен на крепость Корелу с уездом и отказ России от Ливонии. В 1611 г. шведы заняли Новгород, а затем новгородские земли и Карельский перешеек. --- 15 Главное постановление евангелическо-лютеранской церкви, служащее для неё основанием, есть Аугсбургское исповедание, торжественно провозглашённое на сейме 1530 г. германским государем и членами империи, принявшими учение Лютера, признанное римским императором в Пассавском (1552 г.) и Аугсбургском (1555 г.) трактатах и впоследствии подтверждённое почти всеми европейским державами в Вестфальском мире 1648 г. Позднее к Аугсбургскому исповеданию были прибавлены ещё некоторые дополнения, принятые большинством правительств, в том числе и шведским, составившие с Аугсбургским исповеданием liber condordix — символические книги лютеранской церкви. По правилам этой церкви духовенство не имеет ни правительственной, ни судной, ни законодательной власти, и ему не предоставлено право учреждать что-либо для порядка в своей церкви. Поэтому учреждения в церковном порядке, литургии издавали всегда правители протестантских государств, в том числе Саксонии, где началась Реформация. В Саксонии, Пруссии и других протестантских странах церковное управление вверено не одному духовенству, а консисториям, в которых заседали как духовные, так и светские лица. 16 Шуйский Василий Иванович (1552-12 сентября 1612) — представитель княжеского рода Шуйских, русский царь с 1606 по 1610 гг. (как Василий IV Иоаннович).
Столбовский мир, который было вынуждено заключить правительство царя Михаила Романова17 со шведским королём Густавом II Адольфом18 27 февраля 1617 г., после Смуты 1604-1613 гг., серьёзно ослабившей Россию, закрепил за шведами их завоевания. Под власть Швеции перешли Ижорская земля с городами Орешек, ставшим Нотебургом (Нотеборг, Нётеборг, nöt [нёт] — по-шведски орех, ныне Шлиссельбург), Ям, Копорье, Ивангород. Король учредил провинцию Ингерманландия, столицей которой (за неимением крупных городов во вновь присоединённой провинции) первоначально была Нарва. В административном отношении территория Ингерманландии была разделена на четыре лёна — Ореховский (Нотеборгский), Копорский, Ямской и Ивангородский.
Именно тогда за южным побережьем Финского залива официально утвердилось название Ингерманландия или в латинизированной форме Ингрия. По-фински это название звучит как «Инкери» или «Инкеринмаа», по-эстонски — «Ингери», хотя название «Ингардия» встречалось в западных источниках и ранее (впервые — в 1221 г. в хронике Генриха Латвийского19). Инкеринмаа или Инкери называют свою родину ингерманландские финны, а также сохранившие свой язык представители води и ижоры. С этого времени и берёт начало история Церкви Ингрии.
--- 17 Романов Михаил Фёдорович (1596-1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 г.) 18 Король Густав II Адольф (швед. Gustav II Adolf, лат. Gustavus Adolphus, 9 декабря 1594, Стокгольм, Швеция — 6 ноября 1632, Лютцен, близ Лейпцига) — король Швеции (1611-1632), сын Карла IX и Кристины Голштинской. Его часто называли «Снежный король» и «Лев севера». Основатель Тартуского университета, прекрасный полководец и организатор шведской армии и флота, он вывел Швецию в ранг Великих государств Европы и являлся фактическим основателем современного города Санкт-Петербурга: 17 июня 1632 г. он даровал городские права городу Ниен (Nyen), который после захвата войсками Петра I был переименован 1 мая 1703 г. в Шлотбург, позднее перенесён вниз по течению р. Невы под именем Санкт-Петербург, переименованный в дальнейшем в Петроград и Ленинград. 19 [46], с. 35. Генрих Латвийский (Heinrich von Lettland, 1187-1259) — католический священник, автор «Хроники Ливонии» (см. Ливонские хроники), написанной в 1224-1227 гг. на латинском языке. Прибыл в Ригу в 1205 г., с 1208 г. — священник латышского прихода в Паппендорфе. Участник походов немецких крестоносцев в Ливонию. Восхвалял захватническую политику рыцарей. В «Хронике...» подробно описывается агрессия немецких феодалов в Ливонии и Эстонии с конца XII в. по 1227 г.
Густав II Адольф, король Швеции [120]
|
|
| |