I call on the Moonlight, I call on the dark.
I call on the ocean, I call on the dark heart.
Имя Роуз Макдауэлл часто встречалось нам на протяжении этой книги – она подарила свой несравненный голос не только The Damned, Into a Circle, Psychic TV, Felt и Megas («исландский Боб Дилан»), но также и Current 93, Death in June, NON, Coil и Nature And Organisation. Вышедшая из панк-сцены Глазго, Роуз в дальнейшем становится частью шотландского герл-бэнда Strawberry Switchblade, который со своими приторно-пестрыми платьями и украшениями для волос, а также умильными поп-песнями пробудил музыкальную сцену, подтолкнув резкое переиздание Motown-герл-бэндов шестидесятых. Вышедший в 1985 году лонгплей «Sträwberry Switchbläde» (в записи которого также принимали участие члены The Cure) содержит в себе настоящий хит Since Yesterday, который вскоре после выхода был перезаписан Current 93 – с этой группой Роуз начала сотрудничать уже в конце 85 года. Распад группы Strawberry Switchblade произошел довольно быстро, после чего Роуз, разочарованная в циничной музыкальной индустрии, решила раскрыть свой творческий потенциал исключительно в сотрудничестве с андеграундными группами. С начала 80-х годов она влилась вместе со своим тогдашним супругом Дрю Макдауэллом в среду Psychic TV, где она познакомилась с Bee (из Batcave- и Goth-Pop-групп Danse Society, Getting The Fear и Into a Circle), а также с Дэвидом Тибетом и Дугласом Пирсом.
Лишь в 1993 году Роуз Макдауэлл (вместе со своим новым спутником жизни Робертом Ли, который участвовал в таких 4AD-проектах, как The Heavenly Bodies и This Mortal Coil) снова появилась в софитах общественности уже со своей новой группой: Sorrow. Первый альбом, Under The Yew Possessed, в музыкальном плане оказался более попсовым и доступным для восприятия, нежели большинство работ C93 и DIJ, однако в эстетическом и содержательном плане продолжал выбранную стезю Apocalyptic Folk (которой придерживался сложившийся в те времена «клан» World Serpent). Это нашло свое отражение как в оформлении альбома, на котором можно увидеть руны, так и в его описании: «Святые тисы Британии – часть нашего языческого наследия. Как быстро, однако, люди забыли, что тис обновляется сам, вследствие чего многие из этих деревьев старше кладбищ, на которых они растут». Благодаря богатой инструментовке с использованием акустической гитары, скрипки, флейты, мелодики и т.д., альбом «Under The Yew Possessed» воспринимается как воспоминание о давно ушедших временах. В особенности это относится к трем трекам, которые Роуз называла «магическими заклинаниями»: «Dew Of The Sea», титульный трек (в виде hidden track) и «Loki and Evil» (Loki в данном случае подразумевается как двойственное нордическое божество, которое в Рагнарёк борется против асов; также это мартышка, которая была в качестве домашнего животного у Роуз и умерла незадолго до выхода альбома). Альбом насыщен фолк-балладами, пропитанными печальной меланхолией, сквозь которую пробиваются более веселые треки, такие как «Forgive Me» и «Emptyness», продолжающие собой приятную доступность музыки, взятую еще Strawberry Switchblade, однако в более изысканных аранжировках. Однако не стоит вводить себя в заблуждение этими наивно выглядящими, ласкающими слух мелодиями, поскольку лирика Роуз практически всегда вращается вокруг тем одиночества, неутешительной любви, смерти и самоубийства…
Обложка второго альбома Sorrow, «Sleep Now Forever» (1999), раскрывает как происхождение названия группы, так и предпочтения Роуз в плане живописи: альбом украшен созданной в 1882 литографией «Sorrow» Винсента Ван Гога, которому и посвящен этот альбом. Роуз о концепции альбома: «Sleep Now Forever опять же посвящен темам смерти и утраты, однако в любом случае альбом вышел очень позитивным. Умереть иногда лучше, чем жить в аду и мучиться». Музыка, ожидающая слушателя, явно не адская: трогательные баллады (Angel) и светлые треки («Turn Off The Light», в котором антихристианская лирика Роуз отражает ее католическое воспитание) создают плотную, обволакивающую атмосферу, подпитываемую бархатным голосом Роуз. Музыка выигрывает за счет интенсивного добавления классических и фольклорных инструментов, таких как гобой, английский рожок, фагот, ирландские флейты и волынка; ответственный за последний инструмент Nigel McKernaghan, а также виолончелист John Contreras вливаются в основной состав Sorrow. Богато аранжированное звучание Sleep Now Forever, описываемое Роуз Макдауэлл и Ли как «эфирный поп», напоминает саундтрек к сюрреалистическому фильму-сказке. К этому склоняют образ эльфа — символ собственного лейбла Роуз «Piski Disk», — а также облик Роуз как злой феи (Bad Faery); на концертах она иногда появлялась с крыльями за спиной, что несколько напоминает раннюю, выглядящую по-детски идентификацию Тибета с Noddy. В качестве своей любимой книги Роуз называла стихотворный эпос The Faerie Queene английского поэта елизаветинской эпохи Эдмунда Спенсера.
Трек «Extracts From The Faerie Queene» включен в альбом «The Final Solstice» (2000) – это не новый студийный альбом, а компиляция песен, записанных вместе с друзьями Sorrows: Дэвидом Тибетом, Джоном Бэлэнсом (Coil), канадским электронным композитором Shawn Pinchbeck, а также соло-проектами Макдауэлл и Ли (Resonance и Penan Ophis). Также на альбоме значится группа Spell, состоящая из Роуз и Бойда Райса и реанимирующая шлягеры 60-х годов – специально для данной компиляции они выбрали хит Sonny & Cher «I Got You Babe». Вместе со своим проектом Velocity Star Роуз интерпретирует хит классиков электро-панка The Normal «Warm Leatherette», который уже побывал в вершинах чартов благодаря певице Grace Jones. Сами Sorrow исполняют на The Final Solstice два типичных эфирных трека, которые дышат средневековым благозвучием.
На «Let There Be Thorns» (2001) Sorrow приложили все усилия, чтобы соответствовать названию группы, что проявилось в отрадной меланхолии заглавного трека, а также в треке Despair с глубоко-печальными аккордами пианино и плачущим вокалом Роуз. Лакомый кусочек Mini-CD – лайв-версия песни Backworld «Devil’s Plaything», которая в дуэте с Joseph Budenholzer стала фаворитом публики. Несмотря на умиротворенную музыку, «Voices» обладает злобным настроем: «If i had a gun, you’d all be dead», говорит Роуз в течение нескольких минут маниакально-громким голосом – лирика словно написана одним из тех убийц, которые в качестве мотивов для своих преступлений указывают на «голоса в голове». В плане легкости музыка вырывается далеко вперед, здесь ее можно описать как Trance-Folk: типичные для Sorrow переливчатые гитарные переборы и кельтские духовые инструменты смешиваются с мягким компьютерным битом и диджериду. Печальное настроение альбома «Let There Be Thorns», возможно, послужило предвестником конца личных отношений между Роуз и Робертом Ли в 2002; лейбл Piski Disc после их расставания стал частью истории. Все же, по прошествии достаточно долгого тайм-аута, Sorrow, вероятно, будет поддерживаться Роуз уже в одиночку; объявлен выпуск нового альбома с новым лайн-апом, а также планируются живые выступления, что указывает на то, что Роуз еще предложит что-то своим слушателям перед тем, как посвятить себя определенной цели: «мировому господству». Роуз, виолончелист John Contreras, единственный оставшийся из старого состава Sorrow, а также новый басист Henry Clay высказались о положении вещей:
В течение последних лет все выглядело так, будто существование Sorrow стоит под вопросом. Не могли бы вы рассказать что-либо о сегодняшнем положении группы, а также о ваших планах на будущее?
Роуз: «Sorrow – это мой проект уже в течение нескольких лет, и да, лайн-ап меняется время от времени. Скорее всего, я даже буду выступать впоследствии под своим собственным именем. Пока я занимаюсь музыкой, она является моим будущим. Было, конечно, несколько дисгармоничных моментов вследствие ухода моего бывшего, однако это в целом лишь способствовало созданию того печально-светлого шарма. Сейчас я работаю над новым материалом, среди которого можно назвать уже записанный CD с канадским композитором Shawn Pinchbeck. Сейчас нам осталось лишь позаботиться об оформлении, после чего диск увидит свет».
Джон: «Ну, Роуз продолжала в последние годы писать и выпускать новые песни. Вместе с Henry Clay и несколькими друзьями мы дали несколько концертов в Шотландии, Германии и Калифорнии. Конечно, Роуз и Роберт расстались, и с тех пор музыка стала легче, и по моему мнению также чище. Я считаю, что такая простота – это огромный шаг вперед. Будет ли Роуз продолжать использовать название Sorrow, пока не решено. Следующая публикация может запросто выйти под именем Роуз Макдауэлл. Роуз также записала несколько красивых вокальных партий для моего проекта Calder’s Circus, который, стоит надеяться, выйдет в этом году».
Генри: «За последние два года состав Sorrow часто менялся. Роуз – единственная участница оригинального состава, которая всегда была во главе. Соответственно, с тех пор изменилось и звучание группы. Группа с названием Sorrow, выступавшая в 2004 в Лейпциге, выглядела иначе и звучала иначе, чем группа с названием Sorrow, которую люди слышали раньше (за исключением, естественно, вокала Роуз). Впредь музыка тоже будет меняться.
Роуз, среди всех твоих музыкальных партнеров по своему мировоззрению самыми спорными были Бойд Райс и Дуглас Пирс. Тебе часто задают такой вопрос, но думаю, что стоит его повторить: что ты думаешь по поводу упреков по отношению к указанным исполнителям, а также многим другим музыкантам в неофолк/индастриал-жанре? Распространяют ли они более или менее завуалированные ультраправые взгляды? Сталкивалась ли ты лично с такими упреками — в частности, из-за своего участия в записи «наихудших», как считают критики, альбомов (к примеру, «In The Shadow Of The Sword», «Brown Book», «Rose Clouds Of Holocaust»)?
Роуз: «Я сотрудничала с моими друзьями, поскольку они были и остаются талантливыми. Если кто-либо из них сбился с пути, то это не моя проблема. Некоторые из этих песен были великолепны. Я – самый последний человек, которого можно было бы упрекнуть в том, что он является нетерпимым фанатиком. Я не сожалею ни о чем из того, что я делала. Люди могут меняться. Я не являюсь ответственным лицом в данном вопросе – задайте его лучше ребятам. Я не могу говорить об этом за них. И негативно отношусь к каким-либо фанатикам. Нетерпимость – достойная презрения черта как у мужчин, так и у женщин.
В ходе твоей музыкальной карьеры ты сотрудничала с самыми разными музыкантами, пройдя от панка через индастриал к Bubblegum-Pop. Стоят ли за твоими работами какие-либо личные фавориты, без которых ты ни при каких обстоятельствах бы не обошлась? И с какими музыкантами, с которыми ты пока еще не сотрудничала, ты бы хотела поработать?
Роуз: «Мне понравились все те совместные работы, что были. Я работала со многими друзьями, и мы по-прежнему остаемся в дружеских отношениях. В качестве желаемых партнеров я могу назвать Scott Walker, Jim Reid (The Jesus Und Mary Chain) и Placebo. Brian Molko, пожалуй, последний, поскольку я хочу его тела (смеется)».
http://oddstyle.ru/neofolk....ow.html